Помимо методики SMART, мы писали о SIPOC и канбан. Все эти способы организации рабочих процессов можно реализовать в Битрикс24. Но если ни одна из этих методик не стала эффективной в работе, то эта статья для вас.
В материале расскажем о четырех менее распространенных способах организации труда, которые также осуществимы в Битрикс24.
CLEAR
CLEAR разрабатывалась канадским спортсменом и бизнес-тренером Адамом Криком. Цель методики — сделать задачи более гибкими, чем в SMART, ведь иногда в процессе работы требуется внесение изменений.
Название CLEAR — это аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом:
- C (collaborative) — совместная
- L (limited) — ограниченная по времени
- E (emotional) — вызывающая эмоциональный интерес
- A (approachable) — достижимая
- R (refinable) — гибкая работа
Для кого подходит этот метод? CLEAR актуален для команд, которым, например, требуется регулярно обновлять продукт, чтобы у аудитории не пропал к нему интерес и следить за трендами.
Сильно упрощенная задача без нюансов может выглядеть так: выйти на всероссийский рынок детских игрушек с актуальными моделями к концу декабря 2022 года.
Для этого мы:
- Проанализируем рынок конкурентов
- Выявим трендовые игрушки
- Закупим материалы, схемы, выкройки игрушек, оборудование
- Приступим к их изготовлению
- Выйдем на всероссийский рынок
Проверим, соответствует ли задача критериям методики:
- Цель рассчитана на команду — вклад каждого сотрудника важен для выхода на новый рынок
- Указан четкий срок достижения цели
- У команды данная задача должна вызвать эмоциональный отклик, ведь она масштабная и воодушевляющая
- Цель достижимая, ведь она разделена на несколько подзадач
- Гибкость работы заключается в том, что производитель хочет выпускать современные и актуальные игрушки, чтобы оставаться в тренде
Как реализовать работу по методике CLEAR в Битрикс24? Например, можно воспользоваться инструментом Скрам, где для каждой из подзадач можно поставить спринт от 1 до 4 недель, а общий срок выполнения задачи может быть любым.
Бэклог позволяет оперативно вносить изменения в текущие цели, а сам формат деления на скрам-команды создает коллективную ответственность за результат работы и вдохновляет на новые победы.
FAST
Методика FAST была разработана Массачусетским технологическим институтом как еще одна альтернатива SMART. Как и в прошлых способах организации работы, название — это аббревиатура, каждая буква которой означает критерий задачи:
- F (frequently discussed) — часто обсуждаемая
- A (ambitious) — амбициозная, но достижимая
- S (specific) — конкретная
- T (transparent) — прозрачная и понятная для членов команды
Эта методика больше направлена на поддержание командного духа и вовлеченность людей в процесс: задача должна постоянно обсуждаться и быть интересной, но не слишком трудозатратной.
Примерная задача по FAST для отдела маркетинга может выглядеть так: расширить круг клиентов за счет освоения новых площадок для создания контента. Ресурсы, где за 2 недели нужно начать вести блог: vc.ru, spark.ru, TenChat.
Теперь обоснуем, почему цель относится к методу FAST:
- В отделе маркетинга задачи по увеличению охватов и привлечению большего количества клиентов — самые обсуждаемые
- Цель для отдела копирайтеров из, например, 4 человек — выход сразу на три площадки за 2 недели с заготовленным контентом — выполнимая
- Поручение описано конкретно — что делать, где и в какие сроки
- Задача прозрачна для всех членов команды — нужно с помощью интересного контента привлечь клиентов с новых площадок
Как реализовать работу по FAST в Битрикс24? Советуем организовать команду в Скрам, где будет бэклог, чек-лист и ежедневные созвоны с отчетностью, кто на каком этапе работы. Если просто делегировать задачи в канбане, то будет теряться общая картина, и придется тратить время на сбор обратной связи по каждой из целей.
TOTE
Методика TOTE разрабатывалась как чек-лист для программистов, где каждая из букв аббревиатуры — это этап работы над проектом.
- T (test №1) — цель, которую нужно достигнуть
- O (operation) — что нужно для достижения цели
- T (test №2) — как мы понимаем, что движемся к цели
- E (exit) — как мы поймем, что достигли цели
Эта модель работы особенно подойдет новичкам из любой сферы, которым нужна четкая инструкция. Пример задачи, сформулированной по TOTE старшим копирайтером для младшего: написать статью о лучших кормах для кошек на 3 страницы с уникальностью 100%.
Распишем задание более конкретно.
T1: нужно написать статью, опираясь на шаблон и чек-лист. Прилагаются также статьи-примеры, которые можно использовать при создании текста. В материале должны быть заголовок, введение, несколько ключевых пунктов и заключение.
O: чек-лист:
- Присутствует заголовок, введение, основная часть, заключение
- Объем от 3 до 3,5 страниц
- Уникальность текста 100%
T2: если все пункты чек-листа выполнены, то текст можно отправлять на проверку.
E: в результате должен получиться качественный материал, который можно выкладывать на сайт.
В Битрикс24 TOTE можно осуществить в разделе Задачи и Проекты. При постановке задания нужно вначале нажать кнопку Шаблоны задач и выбрать подходящую заготовку.
В теле задачи автоматически появится шаблон, который останется лишь заполнить и назначить ответственного.
HD-RW-RM
Опишем последний метод-альтернативу SMART. В сложной аббревиатуре HD-RW-RM зашифрованы названия блоков, на основе которых строится задача, а дефисы нужны для легкого запоминания. Итак, в модель методики входят:
- H1 (header 1) — заголовок задачи или главная цель
- D (description) — описание, что нужно сделать и как
- R (result) — результат и критерии, по которым будет оцениваться результат
- W (way) — путь задачи с опорными точками
- R (redline) — крайний срок и приоритет задачи
- M (motivation) — мотивация. На этом этапе участникам задачи объяснятся, зачем она нужна
Последний блок Motivation в модели перекликается с блоком Emotional в методике CLEAR, но в HD-RW-RM мотивация четко прописана и обоснована.
Приведем наглядный пример. В отделе продаж ставится задача: увеличить продажи на 20% к концу второго квартала, чтобы войти в ТОП-10 поставщиков по городу.
Распишем задачу более подробно по шагам методики:
H1: увеличить продажи на 20% к концу второго квартала
D: поставить менеджерам по продажам цель, начать отслеживать качество звонков, провести работу над ошибками, записаться на тренинги
R: увеличить продажи и попасть в список ТОП-10 поставщиков
W: обзвонить разные группы клиентов, к каждой из них использовать свой скрипт. Группы клиентов: теплые (оставившие контакты), лояльные (повторное предложение о дозакупке), холодные (новая база)
R: крайний срок – конец второго квартала (июнь текущего года), приоритет задачи — высокий
M: войти в десятку лучших поставщиков города, это сделает бренд более узнаваемым и привлечет новых клиентов. Для отличившихся менеджеров предусмотрена премия
HD-RW-RM можно реализовать так же, как и методику TOTE — с помощью шаблонов в Задачах и Проектах. Заранее надо подготовить развернутый шаблон, по которому далее будет понятно расписана конечная цель.
Заключение
Все методики, которые освещены в статье, были задуманы как альтернатива SMART. Каждая из них направлена либо на определенную аудиторию (как TOTE для программистов), либо имеет свои особенности.
Для CLEAR в приоритете гибкость конечной цели, для FAST — постоянное обсуждение задачи, для TOTE — направленность на новичков, а для HD-RW-RM — четкая мотивация. Исходя из своих потребностей, выбирайте подходящую для вас методику, а Битрикс24 в этом поможет!
Нужна консультация по настройке Битрикс24? Обращайтесь в компанию ПУСК по номеру +7 (495) 118-39-18!