Методология SIPOC — это инструмент описания бизнес-процессов. Он суммирует входные и выходные данные одного или нескольких процессов и представляется, в большинстве случаев, в табличной форме.
Аббревиатура SIPOC складывается из пяти слов:
- Поставщик – субъект или компания, которая поставляет производственные ресурсы
- Входы – материалы, энергия, информация, товары, люди и финансовые ресурсы, которые необходимы для выполнения процесса
- Процесс – совокупность мероприятий, которые вместе преобразуют входные данные в выходные (представляющие ценность для клиента)
- Выходы – материальный продукт или услуга, которая является результатом процесса
- Заказчик (или Клиент) – субъект или компания, которая получает результаты процесса
Некоторые организации используют противоположную аббревиатуру COPIS, которая ставит клиента на первое место и демонстрирует его ценность для организации.
Методологию SIPOC часто используют для описания и обзора всех бизнес-процессов компании. Такой анализ помогает сотрудникам или руководителю компании выявить потенциальные пробелы в работе: ненужные входы, выходы, которые не ценятся клиентами или этапы процесса, несущие убытки.
В большинстве случаев карты SIPOC применяют:
- для того чтобы определить границы конкретного проекта. При помощи SIPOC устанавливают рамки рассматриваемого процесса, прежде чем приступить к его анализу
- в проектах Бережливого производства, если бизнес застрял в развитии и нужно описать движение товаров или услуг, чтобы выявить слабые места
- в качестве методологии реорганизации бизнес-процессов. Часто конфликты в компаниях возникают на стыках подразделений или должностей. В данном случае помогает SIPOC-концепция Клиент – Поставщик
Чтобы понять, как методология работает, рассмотрим пример простой схемы SIPOC.
Пример схемы SIPOC
Ключевая цель построения SIPOC-схемы – определение всех этапов проекта, начиная с самого начала. Имейте в виду, что основная часть диаграммы – это количественная оценка входов и того, кто их предоставляет.
Разберем на примере схему, показывающую, как входы преобразуются в выходы. Название нашего процесса: настройка ноутбука для нового сотрудника.
- Поставщик: HR-отдел, отдел бухгалтерии, IT-отдел, магазин компьютерной техники
- Входы: соглашение о приёме на работу, денежные средства на закупку новой компьютерной техники, запрос в магазин
- Процесс: поставка новой компьютерной техники, распаковка и первоначальная настройка, установка необходимых программ, постановка оборудования на учёт
- Выходы: настроенный ноутбук, доступ к электронной почте для нового сотрудника, подтверждение корректной работы компьютерной техники
- Заказчик: новый сотрудник
Мы привели самый простой пример того, как работает диаграмма SIPOC. Она также может быть многоуровневой: процесс может состоять из большого количества шагов, а заказчиков может быть более десяти. Главная сложность – выделение элементов для входа, а также составление процесса. Его важно разбить на ключевые компоненты и найти для них место в диаграмме.
Далее рассмотрим основные преимущества применения методологии SIPOC в организации.
Преимущества использования методологии
Методология SIPOC представляет собой простой для понимания инструмент. Руководитель компании может использовать данный метод в различных ситуациях. Рассмотрим семь основных преимуществ схем SIPOC:
- Легко читаемы и воспринимаются ЛПР проще, чем нотации серии IDEF*
- Точно показывают, где процесс начинается и заканчивается
- Могут помочь прояснить главные этапы процесса
- Обеспечивают единство понимания процесса в организации
- Позволяют быстро определить ключевые входы или выходы процесса
- Позволяют быстро определить ключевых поставщиков или клиентов процесса
- Помогают выявить пробелы в работе компании
*методика концептуального проектирования сложных систем
И не самое очевидное преимущество – лояльность клиента. Часто заказчики боятся переплатить либо просто не понимают, за что с них требуют деньги. В этом случае руководители компаний предлагают клиенту самостоятельно заполнить и детализировать процесс. Подобный консалтинг помогает:
- Заказчику: понять, куда уходят его деньги
- Компании: не прерывать отношения с клиентом
Такой подход выгоден и по другим причинам: вы помогаете клиенту, не затрачивая своего времени, а также экономите время и нервы на нецелевых действиях.
Мы тщательно подходим к вопросам ведения клиента и оказанию услуг. Используем только проверенные современные технологии для оптимизации нашего производства! Готовы выполнить задачи любой сложности и внедрить новые технологии для вашей компании. Звоните по телефону +7 (495) 118-39-18 или заполните форму ниже.