ИТ аутсорсинг и его мифы


Вокруг услуг ИТ-аутсорсинга уже сложилось некоторое количество мифов, тормозящих развитие этого рынка. Зачастую подобные «суеверия» используют, дабы обосновать наличие раздутых ИТ-департаментов внутри компаний. Один из самых распространенных мифов: «мы будем полностью зависеть от аутсорсера и не сможем от него отказаться». Это совершенно неправильное представление. Ведь провайдер услуг заинтересован в том, чтобы все его сервисы были максимально формализованы, а процессы — максимально прозрачны. Иначе будет невозможно обосновать получение оплаты, соответствующей качеству обслуживания. Поэтому он просто не может что-то скрыть и «подсадить» клиента на сервис. К тому же если аутсорсер выстроил понятную систему, клиент может поменять его в любой момент.

Есть опасения относительно защиты данных: «мы пустим к себе в компанию посторонних людей, и они узнают наши секреты». Но финансы мы храним в банках, то есть вовне. К тому же, если взять статистику утечки данных, то львиная доля таких утечек — это инсайдеры.

Еще один миф: «аутсорсинг — очень дорого». Но большинство поставщиков услуг объясняют, что такое представление связано с некорректным расчетом затрат на ИТ, которые уходят у компании в текущем режиме работы, до привлечения аутсорсера. В нашей практике были ситуации, когда, сравнивая выгоды инсорсинга и аутсорсинга, ИТ-служба считала только зарплаты сотрудников без учета расходов на аренду рабочего места, налогов, социальных пакетов и др. При этом затраты компании на поддержание ИТ-службы не учитывались вовсе. Для того чтобы оценка была максимально корректной, в компании должна быть корпоративная система учета и анализа затрат высокого уровня (речь идет не о компьютерных системах, но о культуре правильного финансового анализа и учета).

Наша компания сначала разрабатывает понятные для обеих сторон критерии оценки качества услуг и только затем обсуждает финансовый вопрос.

При этом не всегда итоговая стоимость услуги, выраженная в абсолютных цифрах, оказывается ниже, чем при реализации тех же задач силами клиента. Но обоснованность затрат становится понятной, когда клиент начинает принимать во внимание возможный ущерб от упущенной выгоды: свой дата-центр надо спроектировать, построить, запустить, обеспечить квалифицированную эксплуатацию. На это нужно потратить много времени и сил.

Часто также клиенты предпочитают заказывать не сервис «под ключ», а набор различных услуг. В этом случае увеличение бюджета неизбежно. Часто бывает так, что заказчик при переходе на аутсорсинг хочет получить лучшее качество с одновременным снижением издержек, причем и то и другое сразу. Понятно, что это нереально. Чтобы избежать такого конфликта, мы для расчета эффективности предлагаем методику оценки совокупной стоимости владения (TCO). Мы фиксируем для клиента состав и уровень сервиса в начале перехода на аутсорсинг и рассчитываем TCO, а затем повторяем это через год или два, с тем чтобы выйти на тот уровень TCO, который его устроит. В некоторых случаях TCO в связи с использованием аутсорсинга снижалось на целых 75%, хотя в среднем эта цифра балансирует в районе 20%.